Главная ВЛАДИКАВКАЗ - РЕГИОН 15 RUS! Суббота, 18.11.2017, 15:15
  История города | RSS

 
 
ИСТОРИЯ ВЛАДИКАВКАЗА

Переселение осетин на равнину, на русскую границу, началось еще в 60-х гг. XVIII века. Оно стало возможно после установления между Россией и Осетией добрых отношений в результате плодотворной работы первого осетинского посольства 1749 - 1751 годов. Вскоре после этого на границе с Осетией была построена русская крепость Моздок. Вокруг нее рядом с казачьими станицами появились и осетинские селения. В 1764 году в Моздоке открылась первая осетинская школа, которое имела немалое значение для культуры Осетии. Но особое значение в исторической судьбе осетин сыграло основание крепости Владикавказ.

В конце XVIII века Российский императорский дом решил основать между Моздоком и подошвой Главного Кавказского хребта сильное укрепление, призванное запереть вход в Дарьяльское ущелье. В 1784 году при самом входе в горные теснины, возле осетинского селения Дзауг (Дзауджикау), была устроена крепость, которую императрице Екатерине II угодно было именовать громким именем «Владикавказ», которое одни исследователи склонны истолковывать как «Владыко Кавказа», другие – «Владей Кавказом».

Непросто складывалась судьба Владикавказа. Через три года после основания крепости последовал приказ об упразднении ее. Однако России необходимо было налаживать связь с Закавказьем, поэтому правительство вновь приступили к восстановлению крепости и строительству укреплений вокруг нее. Владикавказ должен был явить собой своего рода ворота великих трасс, торговых и военно-стратегических, которые проходили через Осетию с незапамятных времен. При выборе места немалое значение имело наличие реки, которая выступала в качестве надежной естественной преграды.

Первые детальные описания крепости Владикавказ оставили путешественники, преимущественно военные. Для историков города безусловную ценность представляет каждая характеристика: «Владикавказ – самая важнейшая крепость на всей Кавказской линии; местопребывание генерала, носящего титул коменданта сей крепости и командующего всеми укреплениями… на ней расположенными. Владикавказ стоит на равнине… на правом берегу р. Терек. Огромный форштадт облегает со всех сторон земляную крепость, в которой находятся казенные здания. Населен тремя Кавказскими линейными батальонами. Строения во Владикавказе довольно красивой наружности… При некоторых домах есть сады. Лавок немного, но для нужд жителей достаточно, ибо в оных можно найти все необходимое и даже предметы роскоши».

Существующие постройки (солдатские казармы, караульная кордегардия, дом коменданта, полковая канцелярия и даже несколько мелочных лавок) были предназначены для обеспечения жизнедеятельности военной крепости. Что касается его населения, то его первоначально составляли: «Гарнизон, несколько мелочных торговцев и маркитантов для удовлетворения потребностей этого последнего и немногих осетинских семей вне укрепления являются ее единственными жителями».

«Осетинское подворье», «Осетинский форштадт». «Владикавказский аул», «Осетинская слободка», - так называли в разные годы осетинское поселение у южных фасов крепости, которое издревле входило в старый крепостной форштадт. В 1814 году для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости и в целях миссионерских здесь, на холме, возвышающемся над всем Владикавказом, была построена маленькая деревянная церковь, которая в 1823 году была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. До постройки других церквей во Владикавказе она одна обслуживала более полстолетия почти все православное население города. К ней принадлежали помимо осетин русские, грузины (до 1898 г.) и греки (до 1904 г.) до образования у последних своих приходов. Поэтому христиане всех национальностей с предпочтительным благоговением и любовью относились к Осетинской церкви, все считали ее своей. В путеводителях того времени она отмечалась «как старинное здание и единственное место, откуда открывается восхитительная панорама как на сам город, так и на его окрестности и величественную цепь гор». Здесь, проповедуя слово Господне на родном языке, служили настоятелями многие известные осетинские священники-просветители: о. Алексей Колиев, о. Михаил Сухиев, о. Алексей Гатуев и др.

Крепость Владикавказ, кроме прямого своего назначения, призвана была стать также оплотом христианства на Кавказе. Чтобы добиться этого, следовало особое внимание уделять просветительской деятельности. Еще в 1835 г. императором Николаем I была выражена «Высочайшая воля об открытии духовных училищ и военных школ при полках и батальонах». Согласно этому, в виде эксперимента, во Владикавказе решили открыть школу для детей от 8 до 12 лет «осетинских владельцев, старшин и некоторых сирот». Это было первое светское учебное заведение, которое было открыто в 1848 г. при Навагинском полку.

Целью же духовного училища была подготовка священнослужителей, которые одновременно должны были учительствовать в церковно-приходских школах. Открытие училища состоялось 1 сентября 1836 г. Смотрителем его и учителем осетинского языка и Закона божьего был назначен благочинный ведомства Осетинской духовной комиссии протоиерей Шио Двалишвили, инспектором и учителем русского языка и арифметики – Григорий Мжедлов. Среди первых воспитанников училища были ставшие впоследствии не просто учителями, а принявшие деятельное участие в создании осетинского алфавита и осетинской книги – Василий Цораев, Георгий Кантемиров, Михаил Сухиев, Соломон Жускаев и др. Открытие училища выявило потребность в создании учебников осетинского языка. Решение этой проблемы взяли на себя переводчик коменданта крепости Петр Жукаев и учитель Григорий Мжедлов в тесном сотрудничестве с академиком Российской Императорской академии наук Андреем Шегреном. В результате появились на свет «Полная грамматика осетинского языка на двух наречиях» А. Шегрена, вышедшая в 1848 г., и «Псалтирь», изданный ученым в том же году в Санкт-Петербурге. Тогда же Мжедлов приступил к переводу Евангелия на осетинский язык. Так было положено начало вхождению Владикавказа в российскую науку.

В истории Владикавказа оставили заметный след многие выдающиеся люди своего времени. В 1847 году здесь побывал великий русский хирург профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов. Комендант крепости генерал-лейтенант Нестеров, хорошо зная о живом интересе Пирогова к жизни и быту кавказских народов, собрал у себя небольшое, но весьма интересное общество. Среди гостей были генерал-майор Асланбек Туганов и его младший брат Аслангирей (родные дяди выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова), молодой настоятель Осетинской церкви Аксо Колиев и его сподвижники Даниил Чонкадзе и Василий Цораев. Интересен факт, что пятьсот рублей, полученные им за операцию племянницы состоятельных Тугановых, великий хирург распорядился передать А. Колиеву «на нужды народного образования».

Внимание со стороны великого хирурга и покровительство его немало способствовали успехам Аксо Колиева в его просветительской деятельности. Совместно с В. Цораевым, М. Сухиевым, А. Аладжиковым и С. Жускаевым он занимался переводом богослужебных книг на осетинский язык. С 1857 г. он являлся деятельным помощником и духовным сподвижником И. Чепиговского – епископа Владикавказского и управляющего осетинскими приходами. Совместно они вели не только миссионерскую работу в отдаленных уголках Осетии, но и работали над составлением учебников и словарей осетинского языка, которые были так необходимы. В 1862 году с разрешения Святого Председательствующего Синода в переводе Аксо Колиева на осетинский язык была издана книга «Последования святого крещения". В том же году на свои более чем скромные средства он открыл в собственном доме одноклассную школу для девочек-осетинок, которые обучались здесь русскому и родному языкам, арифметике, географии, получали навыки рукоделия. В 1866 году она стала уже трехклассной.

Краткий визит Н. И. Пирогова во Владикавказ предрешил и определил на десятки лет развитие медицины в горном крае. Цитаделью ее вплоть до начала ХХ века оставался Владикавказский военный госпиталь, в котором укрепились традиции Николая Ивановича. Не случайно именно здесь был изобретен инъекционный шприц с полой иглой и риханотрефин, которым на протяжении десятилетий пользовались хирурги-отологи всего цивилизованного мира. Научно-практические конференции, проводившиеся здесь с 1847 по 1917 год, хирурги госпиталя благоговейно называли Пироговскими чтениями.

Долгие годы жизнь крепости, а впоследствии и города, была подчинена сложной военной обстановке на Кавказе. Поэтому рост населения и расширение границ Владикавказа происходили за счет новых военных поселений. Начало последним положил расквартированный здесь к 40-м годам славный Навагинский полк. Кроме того, что при нем в 1848 г. была открыта полковая школа, он первым занялся внешним видом будущего города, благоустроив первые улицы, скверы, бульвары, мосты.

Благодаря своим просвещенным устроителям, крепость становилась все более привлекательной для проезжающих через нее. Здесь оставил свой яркий след барон И. А. Вревский в период своего пребывания во Владикавказе сначала в качестве командира Навагинского полка, а позднее – начальника Военно-Осетинского округа. Его деятельность отразилась не только на облике будущего города. Он привнес в в жизнь крепости легкий дух аристократизма. В 1845 г., получив назначение командовать Навагинским полком, купил себе дом на Главной улице. Современники отмечают, что «все приезжавшие в Тифлис и из Тифлиса были гостями Вревского. Тут можно было видеть цвет петербургского военного общества или, лучше сказать, армии. В его окружение на Кавказе входили: А. А. Столыпин-Монго, С. В. Трубецкой, Л. С. Пушкин, Р. И. Дорохов, Н. И. Вольф, Л. В. Россильон, декабристы М. А. Назимов, братья Беляевы, Н. И. Лорнер и М. Ю. Лермонтов».

Возглавляя «Комитет по разбору личных и поземельных прав жителей Владикавказского округа (1850 – 1852 гг.), он, кроме всего прочего, он вносил свой вклад и в просвещение горцев. Так, например, на содержание школы для местных жителей в с. Цми (Зарамагского прихода) им было пожертвовано 500 рублей.

С именем барона Вревского связано и сооружение Линейной церкви Навагинского полка, освященной 25 сентября 1855 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского (Александро-Невская церковь). Александро-Невская церковь возвышалась на Александровской площади, недалеко от места, где Александровская улица (ныне Тимирязевская) пересекала Московскую (ныне Кирова).

После смерти Вревского, постигшую его в сорок четыре года, благодарные владикавказцы в память об этом благородном человеке назвали его именем улицу, идущую от Терека к улице Армянской, но позднее она слилась с последней.

Во второй половине 50-х гг. XIX века Владикавказ стал стремительно развиваться, с каждым годом привлекая «все большее количество промышленного и торгового люда» и все больше превращаясь из военной крепости в перевалочную базу для торговли центральных районов России с Закавказьем и Персией. Именно это обстоятельство и предрешило дальнейшую судьбу крепости. По указу императора Александра II «находившаяся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье впереди Главного Кавказского хребта Кавказских гор крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом была обращена в город, а «желающим водвориться в сем городе» лицам были дарованы разные льготы и преимущества.

Уже в 1863 году Владикавказ обрел статус областного города. Он стремительно набирал обороты, увеличивалось количество промышленных и торговых предприятий.

К 1864 г. основное население города составляли «90 семей купцов I и II гильдии и 159 семейств мещан». Недвижимое имущество их помимо домов составляло: мыльные, свечные, кирпично-черепичные, известковые заводы, а также табачные фабрики. В документе того времени указано: «Отпускная торговля, производимая городом, заключается в железе фабричного изделия, красных товарах, турецком табаке, вин разных сортов, внутренняя же состоит в строевом и нестроевом лесе, местной породе нефти, камне местного добывания, муке, кукурузе, картофеле, птице, мехах, коже и тому подобных хозяйственных необходимостей. Годовая цифра оборотов торговли: отпускной – 600 тыс. рублей и внутренней – 200 тыс. рублей серебром…

…Во Владикавказе существуют две ярмарки: 21 мая в день равноапостольных князей царя Константина и матери Елены и 8 ноября в день Архистратига Михаила; базары бывают еженедельно по два – во вторник и субботу».

Таково было становление торговых традиций города. Что касается ремесленничества, изделия «умельцев из горцев, седельщиков и серебренников оружейных вещей» славились еще со времен крепости, хотя особые цеха и ремесленная управа сформировались ближе к концу века. В описываемый же период в городе трудилось 20 портных, 6 сапожников, 16 кузнецов, 2 лудильщика, 1 седельщик, 1 стекольщик, 4 часовых дел мастера.

В городе был построен и открыт для движения первый железный мост через Терек – Ольгинский. Улица, ведущая от него (ныне ул. И. Плиева), тоже именовалась Ольгинской, а одна из примыкавших к нему улиц стала Михайловской. Так они были названы в честь августейших супругов – Наместника Кавказского Великого Князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, посетивших в 1862 г. Владикавказ и с тех пор не отказывавших ему в попечительской заботе.

К этому времени во Владикавказе был обустроен также бульвар на большой улице. На некоторых улицах имелось шоссе, в городе за счет городских сумм зажигалось 24 фонаря. Водопроводов и фонтанов во Владикавказе еще не было…

Бурный рост города, безусловно, был связан с ростом численности его населения. Разнообразие форм деятельности, которое характеризовало Владикавказ, открывало широкие перспективы и привлекало сюда представителей разных национальностей. Здесь жили русские, осетины, армяне, грузины, персы, греки, евреи – горские и европейские, поляки, украинцы, татары, немцы, ассирийцы, тавлины, кумыки, литовцы, латыши, эстонцы, итальянцы и др. Многонациональность Владикавказа нашла отражение прежде всего в его храмовой культуре.

Многоконфессиональность снискала ему славу веротерпимого города. Особая заслуга в этом принадлежит первому епископу Владикавказскому, управляющему осетинскими приходами архимандриту Иосифу (Чепиговскому) (1824 – 1890), прозванному в народе Апостолом Осетии. Сорок с лишним лет своей жизни отдал Чепиговский самоотверженной миссионерской и просветительской деятельности на Кавказе. Он изучил осетинский язык.

Именно на период служения его приходится бурное развитие книгопечатания на осетинском языке. Так, в 1862 г. в Тифлисе вышел в свет составленный Чепиговским осетинский букварь с параллельным русским переводом. В том же году были изданы «Последования Святого крещения и миропомазания» в переводе Аксо Колиева и «Соборные послания Святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна Богослова и Иуды» в перводе учителя Тифлисской семинарии Василия Цораева. Архимандрит Иосиф и его просвещенное окружение перевели на осетинский язык и подготовили к изданию еще две книги – «Краткую священную историю церкви Божьей Ветхого и Нового Завета» и «Катехизис», увидевшие свет уже во Владикавказе. Первая – в 1881 году, вторая – в 1887.

Предметом первейшей заботы преосвященного Иосифа были также храмы Владикавказа. В годы епископского правления его началось строительство нового Кафедрального собора в районе улиц Воронцовская (ныне Бутырина), Стрелковая (Церетели), Мало-Георгиевская (Бородинская) и Подгорная (Ботоева), открылись две православные церкви: Константино-Еленинская и Свято-Троицкого православного братства – на пересечении улиц Московская (ныне Кирова) и Гимназическая (Миллера)

Епископ Иосиф проявлял чуткость и внимание не только к тем, кто исповедовал православие. Его заботы распространялись на христианство вообще, уважительным было его отношение к исламу. В 1862 г. были завершены работы по перестройке Армяно-Григорианской церкви из деревянной в каменную, открылись Лютеранская кирха (ныне здание Госфилармонии), Шиитская мечеть (ныне здание Планетария), польский Католический костел.

Быстрый рост и развитие города вели к интенсивному градостроительству. Владикавказ становился культурным центром всей области и отчасти всего Северного Кавказа. Менялся не только облик города, менялся и образ жизни горожан. В 1862 г. в городе был открыт первый кабинет для чтения, 16 января 1864 года – первое фотозаведение, а с 1 января 1868 года начала выходить первая газета – «Терские ведомости».

В 1868 – 1870 гг. по инициативе Начальника Терской области генерал-адъютанта М. Т. Лорис-Меликова во Владикавказе было построено здание первого театра. 15 апреля 1871 г. «владикавказский театр, столь нетерпеливо ожидаемый публикой, был, наконец, открыт и в этот же день давалось первое представление …». Театр за короткое время завоевал любовь владикавказского зрителя. Он осуществлял постановку произведений Пушкина, Островского, Шиллера и лучших современных российских и зарубежных драматургов. С этим театром связаны имена многих талантливых мастеров русской сцены, среди которых – Орленов, Варламов, Ленский, Сумбатов-Южин. Здесь началась творческая биография гениального режиссера и «великого гражданина страны» Евгения Вахтангова. В спектаклях по произведениям Г. Гауптмана («Праздник мира»), М. Тимковского («Сильные и слабые»), А. Чехова («Дядя Ваня») и К. Гамсуна («У врат царства») впервые проявился его талант как режиссера и актера. До конца дней своих Евгений Вахтангов ощущал себя владикавказцем, помнил об отчем доме и городе, в котором можно было отогреться душой.

С этим театром связано имя и великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Нередко он являлся не только организатором и участником любительских спектаклей, но и художником-оформителем.

Сцена городского театра явилась колыбелью осетинского профессионального театра. Первый спектакль на осетинском языке по пьесе Д. Кусова «Дети гор» был поставлен именно здесь.

Первоначально самой престижной считалась улица Дворянская (впоследствии Лорис-Меликовская, ныне Ленина), на которой предпочитали селиться самые состоятельные чиновники, отставные военные и предприниматели. Однако впоследствии на первый план выдвинулся Александровский проспект (ныне проспект Мира). Протяженностью всего в «1157 шагов», он являлся выразителем всех самых разительных перемен в жизни города. Поныне он остается любимой улицей горожан и гостей столицы республики, лучше других сохранившей первоначальный свой облик. Таким, каким мы его видим сейчас, Александровский проспект предстал перед владикавказцами на стыке XIX – XX веков. Первым украшением его явились верхняя часть парка под названием Монплезир («мое наслаждение») и бульвар, разбитые в начале 40-х гг. XIX века комендантом крепости генерал-лейтенантом П. П. Нестеровым. Последний до 1888 г. носил в его честь название Нестеровского. Нижняя часть парка связана с именем есаула Ерофеева, который в 1897 г. не только посадил деревья и кустарники, но и соорудил фонтан, лодочный вокзал, веранду для оркестра, ледяной каток и горки для катанья. Разросшиеся к тому времени деревья верхней части парка он превратил в великолепные тенистые аллеи, одну из них назвав Аллеей любви, другую – «Стрелки». Сейчас уже нет ни великолепного Велосипедного трека, ни Горских ворот, ни Бай-горы, где так любили отдыхать горожане. Труды Ерофеева владикавказцы ценили очень высоко. По слухам, есаул похоронен в гроте посреди пруда, который, может быть, именно поэтому и значится на почтовых открытках как Ерофеевский.

Культурная жизнь города в основном была сосредоточена на Александровском проспекте. Залы Общественного собрания (ныне Дом офицеров) и Коммерческого клуба (ныне Республиканская юношеская библиотека) всегда были переполнены любителями классической музыки. Здесь выступали известные в то время оперные певцы И. Ф. Ирмани и А. Ф. Риензи, выступали артисты Санкт-Петербургской Императорской оперы.

Прекрасные узорчатые балконы зданий на Александровском проспекте служили одновременно и концертными площадками. Например, на балконе Коммерческого клуба прекрасными летними вечерами играл оркестр Терского казачьего войска.

На Александровском проспекте находились салоны замечательных фотомастеров и фотохудожников прошлого – А. К. Джанаева-Хетагурова, братьев Рудневых, Воюцкого, Алонкина, Рогозинского, Квитона, братьев Хмара, привлекавшие горожан и гостей города не только возможностью сфотографироваться, но и посмотреть выставки фотографии и фотопластических картин.

Местом проведения первой художественной выставки тоже стал Александровский проспект. Начало этой традиции положил Коста Хетагуров. В 1887 – 1890 гг. в здании Коммерческого клуба и Межевого управления выставлялись его картины «Святая Нина», «Скорбящий ангел», «На школьной скамье жизни», «Спящая красавица». С открытием в 1902 г. Общества взаимного кредита (угол улицы Евдокимовская и Александровского проспекта), операционный зал его банка одновременно служил и Выставочным залом, где ежегодно устраивались выставки произведений художников, демонстрировались промышленные товары, ювелирные изделия, собрания коллекционеров.

Не меньшей притягательной силой обладали библиотеки Владикавказа. На первом этаже дома Гаджиева (угол Александровского проспекта и Базарной улицы, ныне Джанаева), где сейчас находится аптека №1, располагался известный в то время писчебумажный торговый дом «Сегаль и С», а на втором – книжный магазин Ильина, имевший при себе библиотеку и кабинет для чтения с широким выбором различной литературы. В этом же здании, со стороны улицы Базарной, обосновался первый в городе электротеатр «Модерн».

В 1895 году, благодаря стараниям и попечению начальницы II женской гимназии Варвары Григорьевны Шредерс и председателя съезда мировых судей дворянина Владислава Доминиковича Шредерса во Владикавказе открылась первая общественная библиотека.

Начиная с 1907 г. во Владикавказе, наряду с театральными и концертными афишами стали появляться афиши синематографов «Пате», «Свет Рима» (Риччи) и «Гигант». Первый был основан в 1907 г. французской кинофабрикой «Братья Пате», второй принадлежал итальянцу Франциску Риччи, а третий – первой в России кинофабрике Ханжокова. Такаим образом, владикавказцы, почти одновременно со столичными любителями кино, могли знакомиться с лучшими европейскими и российскими фильмами.

Лучшие владикавказские гостиницы были украшены оригинальными коваными воротами. Они имели претенциозные названия («Гранд-Отель», «Париж», «Лондон». «Европа», «Империал») и первоклассные номера (рис. 61). Гостиницы стали популяризаторами горного и междугороднего автомобильного туризма. Особенно преуспевала в этом направлении гостиница «Гранд-Отель», при которой в 1912 г. открылось отделение «Русского географического общества», впервые предпринявшее, кроме экскурсионной деятельности, попытку научного изучения гор, а также организацию сети метеорологических станций. Это вполне было по силам членам общества, в состав которого входили М. П. Преображенская, Б. А. Далгат, Ш. Г. Лоран, Н. Н. Златовратский, Г. В. Баев, Л. Б. Газданов, А. А. Рискин и др.

Гостиница «Империал» с прекрасно меблированными номерами и первоклассными автомобилями, для проведения экскурсий по маршруту "Владикавказ – Тифлис", славилась своим рестораном. Он был электрифицирован, располагал ванными, бильярдом, садом-рестораном, собственным симфоническим оркестром. В программе варьете использовались электрическая музыка и цветовые эффекты.

Наибольшего расцвета Владикавказ достиг в годы, когда городским головой был Георгий Васильевич (Гаппо) Баев. Не случайно портрет Гаппо и статья о нем были помещены в юбилейный альбом «Дом Романовых», изданный в 1913 году. Прекрасно образованный человек и хороший администратор, он бережно относился к облику родного города, который быстро рос и облагораживался. Для периода его правления характерен, например, факт, когда в поисках лучшего проекта для городского рынка дошли до известного варшавского архитектора-инженера Гая, который проектировал в свое время рынки Киева и Бесарабии. За консультациями же при строительстве некоторых зданий зачастую обращались к ректору Императорской Академии художеств Леонтию Бенуа, а проекты отдавали на рассмотрение в Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов. О рейтинге Владикавказа тех лет можно судить хотя бы по тому факту, что Гаппо Баев сумел его включить в число восьми городов России, в которых предполагалось открыть университеты. В разгар первой мировой войны Гаппо Баев добивался внесения проблем города Владикавказа и Владикавказского округа в работу Общекавказского военно-промышленного съезда с требованием «…испросить у казны отпуска 250 000 руб. в распоряжение Владикавказского городского управления для развития его промышленности (горнопромышленного и химического общества «Алагир»), дорог, электрического и транспортного оснащения».

В отличие от многих городов России Владикавказ вырос в предельно сжатые сроки. Его цельный художественный образ творили известные архитекторы В. О. Грозмани, Богданов, Рябикин, Шмидт, Гутт, Малама, Сурмиевич, Ковалев и др. Очарование уютного южного города, расположившегося на пути в Закавказье привлекало к нему многих знаменитых людей своего времени.

И сегодня продолжают радовать горожан и гостей города сохранившиеся здания старого Владикавказа. По их внешнему облику можно определить, что в архитектуре Владикавказа конца XIX- начала XX века господствовал стиль модерн, но, к сожалению, особенности внутреннего убранства многих домов старого Владикавказа в основном утрачены. Только редкие сохранившиеся камины, решетки, закрашенные росписи, чудом уцелевшие скульптурные украшения доносят до нас атмосферу ушедшей эпохи.
Погода меняется - болеем?
Чувствительны к изменениям погоды? Причина - паразитарные инфекции.
www.antiparazit.ru
Ипотека! В 500 банках!
Заявка в 20 банков! Максимум вероятности получения! Ответ в сегодня!
pro-credit.ru - Ставрополь
Путеводители - на CD и DVD
Компьютерные путеводители, виртуальные экскурсии. Доставка РФ
www.ozon.ru - Ставрополь
Журнал Prophotos.ru
Работы лучших фотографов мира. Более 5000 фотографий изменивших мир!
prophotos.ru - Ставрополь Все объявления Реклама на Бегуне Стать партнером


К началу Первой мировой войны к существующим уже православным храмам Владикавказа добавились Апшеронская, Госпитальная, Скорбященская, Вознесенская, Грузинская, Греческая Успенская церкви. Все учебные заведения города тоже имели свои домовые церкви. В целом в городе вместе с часовнями насчитывалось 24 православных храма.

В этот период открылась и вторая мечеть – Суннитская, сооруженная на средства известного нефтепромышленника Мухтара Мухтарова по просьбе его тестя полковника Хамби Туганова и преподнесенная им в дар городу (рис. 63). Прекрасное здание мечети с двумя минаретами была построена инженером Богдановым по проекту известного бакинского архитектора Плошко. Мусульмане-сунниты Владикавказа в знак благодарности пожелали назвать его Джума-мечетью Мухтарова и увековечить имя последнего в надписи на мраморной доске.

Кроме этого ритуального сооружения на плане городе значились также Еврейская синагога, Старообрядческая часовня и Молоканская молельня.

Город стремился иметь все достижения цивилизации. В 1897 г. здесь открылся первый музей – местных древностей. Первое упоминание о нем относится к 1898 г. – в «Терском календаре». Он вошел в число 36 главнейших российских провинциальных музеев. Первыми приобретениями музея явились коллекции руд, гербарии альпийской флоры, фотоснимки различных исторических памятников и достопримечательностей области. Святилище Реком одним из первых стал предметом пристального внимания музейных работников. Была выявлена «настоятельная потребность в принятии скорейших мер для сохранения его. Была составлена опись хранящихся в святилище предметов – серебряных крестиков, бус из золоченого стекла, монет и т. д. и на средства, выделенные Московским археологическим обществом, был изготовлен специальный шкаф, который установили в святилище, поместив в нем все означенные в описи древности.

Еще одним ценным приобретением музея стали письма великого русского полководца В. Суворова, который в свое время принял непосредственное участие в укреплении крепости Моздок.

Даже в самые тяжкие времена Терский областной музей продолжал свою миссию хранителя культурных ценностей, которые он не только уберег, но и сумел приумножить. На основе коллекции бывшего Горского художественного института в составе музея был образован художественный подотдел. В штате научных сотрудников состояли художник Иван Павлович Щелбыкин и специалист по изящным и прикладным искусствам Николай Васильевич Глоба, которые вместе с местными художниками Блюме, Тавасиевым, Тугановым, Гродовским, Кусовым, Лакисовым, Полетико, а также учеными С. А. Гатуевым и А. П. Семеновым вели работу по созданию, сбору и охране произведений искусства и заложили основы открытой 7 апреля 1939 г. Республиканской картинной галереи (с 1970 года – Художественный музей им. М. С. Туганова).

К концу XX века во Владикавказе уже существовало немало учебных заведений (Классическая мужская гимназия, Ольгинская женская гимназия, Первое реальное училище, Духовное мужское училище, Епархиальное женское училище, Ремесленное училище). В конце XIX века была сделана первая попытка присоединить к ним еще одно учебное заведение – уже высшее. Весной 1907 г. Владикавказская городская Дума обсуждала вопрос, имевший важное значение не только для города, но и для Кавказа в целом с его несметными богатствами, - об учреждении в г. Владикавказе политехнического института для подготовки специалистов (инженеров, техников, химиков, строителей), которые помогут извлекать из горных недр все сокрытые там богатства. Первым результатом явилось создание Владикавказского политехнического общества.Большое количество престижных учебных заведений, располагавших высокообразованным преподавательским составом, обусловило в 1900 году избрание Владикавказа местом учреждения второго Кадетского корпуса на Кавказе. На подобный выбор претендовали Екатеринодар, Ставрополь, Кисловодск и Нальчик, но учредители корпуса предпочли Владикавказ, отметив, «кроме подходящего климата», также «высокие нравы», которые «благотворно отразятся на правильном воспитании военного юношества», а «расположение города у самых ворот Кавказа на рубеже Европы и Азии будет весьма поучительно для кадет при сравнении особенностей той и другой культуры, с одной стороны, и возможности весьма полезных горных экскурсий, которые уже начали организовываться во Владикавказе на широких началах, – с другой».

В течение всего 1918 года на территории Владикавказа и близлежащих населенных пунктов шла беспрерывная война. Город, который являлся центром Терской области, оказался ареной кровопролитной борьбы враждующих сторон. Ближайшие казачьи станицы и осетинские селения были разорены. Не избежал разрушений и сам Владикавказ. Была подорвана торгово-промышленная база города, сожжены и разграблены товарная станция, торговые склады и серебросвинцовый и химический завод «Алагир» - единственное в то время в России предприятие такого рода. Были разрушены целые городские кварталы, фабрики, почти все кирпичные заводы. Из Владикавказа были вынуждены бежать состоятельные люди. «Предприниматели, заводовладельцы, торговцы, представители интеллигенции, 1000 семейств осетин, совершенно разграбленные, поголовно выселились, эмигрировали лица военного сословия».

Наибольшие потери понесли во Владикавказе Атаманский дворец с богатейшей обстановкой и историческими регалиями и имевшее свой войсковой штаб Терское казачье войско, Областное войсковое правление и целый ряд учебно-воспитательных учреждений, административных зданий. Во всех учебных заведениях были уничтожены и разграблены научные кабинеты, коллекции, библиотеки, собиравшиеся в течение многих лет культурные ценности.

Город являл собой жалкие руины. Многие строения уже не подлежали восстановлению. Варварски был уничтожен дар городу барона В. А. Штейнгеля – дворец, в котором располагалась Городская Дума и который считался одним из лучших думских зданий в России. Вместе с этим шедевром городской архитектуры погибли исторической важности и ценности документации Городской Думы, Полицейского управления и Дворянского собрания, полностью сгорела богатейшая библиотека.Начиная с 1921 г. статус Владикавказа неоднократно менялся. На смену Терской области пришла Горская республика, в состав которой вошли Чеченский, Владикавказский, Назрановский, Балкарский, Кабардинский и Карачаевский округа. Владикавказ, не успевший оправиться после гражданской войны, стал центром нового административного образования. Он был переполнен
 
 
Календарь новостей
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Мини-чат
200

Поиск

Друзья сайта

Статистика
 

Vladikavkaz © 2017
Хостинг от uCoz